Принципы и типология стратегического управленияМатериалы студентам / Разработка стратегии и структуры компании / Принципы и типология стратегического управленияСтраница 1
Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основными из них являются (см. рис. 3):
. Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.
2. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на исполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление «Призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.
3. Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления кон
. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов, увязки покупателей всех разработанных программ.
. Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.
Г. Минцберг провел фундаментальное исследование по изучению работы руководителей высшего звена, и называет три основных способа действий при формулировании стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.
. Предпринимательский способ действий. Стратегия формулируется одной сильной личностью. Делается акцент на возможностях, которые существуют проблемы вторичные. Направления стратегического развития определяются собственным видением основателя компании, доминирующая цель - возрастание компании. Ярким примером такого типа является компания Microsoft, которая отображает видение процесса развития индустрии персональных компьютеров, присущий основателю компании Биллу Гейтсу.
. Адаптивный способ действий или обучения с помощью опыта. Он характеризуется в большей мере оперативным решениям существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Стратегия разрабатывается фрагментарно; движение вперед шаг за шагом; обеспечивается незначительная, но предусмотренная ежегодная прибыль. Процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемой. Стратегии могут вырастать из динамизма предприятия, касаясь большего числа людей. Такой способ наиболее типичный для многих крупных корпораций.
Рис. 3. Основные принципы и способы стратегического управления по Г. Минцбергу
. Плановый способ действий. Стратегическое управление находится как, в активном поиске новых возможностей, так и в оперативном решении существующих проблем. В процессе принятия стратегических решений используется системный, комплексный анализ. Это подход рассматривает стратегию как процесс планирования, однако, исходя из того, что за установлением стратегии пойдет ее реализация. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацеленная на достижение соответствующего стратегического состояния или реализацию портфельной стратегии.
Отметим, что высшие менеджеры часто имеют дело с парадоксом стратегического управления. С одной стороны, обязанность менеджеров высшего звена в том, чтобы обеспечить эффективность функционирования предприятия и получить ожидаемый прибыли. С другой стороны, они должны быть способные осуществить быстрый маневр под влиянием внешних угроз и возможностей. К сожалению, много руководителей, которые процветали, в обеспечении эффективного функционирования предприятия, оказываются более пассивными и менее подготовленными к изменениям внешней среды. С другой стороны, руководители, которые достигли гибкости и адаптивности своих фирм к внешней среде, не гарантируют выживания фирмы в конкурентной борьбе, если они игнорируют проблемы функционирования. Для успешного управления эти два аспекта должны быть сбалансированы.
Смотрите также
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Сравнительный анализ американской и японской систем
управления предприятием, обусловивших лидирующее положение этих стран в мировой
экономике последние несколько десятков лет ...
Совершенствование системы управления заработной платой и премированием на предприятии (на материалах ОДО "Внешгомельстрой")
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях формирования общества с социально ориентированной экономикой
смешанного типа существует острая необходимость окончательного выхода из
кризисного состояния и перех ...
Регистрация документов
Введение
Регистрация документов - важная составляющая организации работы с
документами. Основная цель регистрации - придание документу юридической силы.
Помимо этого регистрация позво ...