Основные принципы отбора персоналаМатериалы студентам / Совершенствование технологии отбора персонала при приеме на работу / Основные принципы отбора персоналаСтраница 2
При подготовке к отборочному собеседованию различают три области потребностей: что требуется интервьюеру? что требуется кандидатам? что требуется для проведения самого отборочного собеседования?
Основные принципы построения интервью:
. Критериальность интервью.
. Оценка Зоны ближайшего развития.
. Упор на оценку мотивации.
. Этические моменты - недопущение в интервью фрустрации, демонстрации негативного отношения к сотруднику.
. Принцип обратной связи.
Вопросы собеседования программируются таким образом, чтобы они достаточно полно выявили заранее обозначенный круг проблем. Так, в некоторых «центрах оценки» на основании ряда вопросов стараются выявить глубинные характеристики, по которым с достаточной обоснованностью может быть составлена схема будущего трудового поведения претендента.
Заключительная оценка работника включает: подробное перечисление деловых и личных качеств оцениваемого, продемонстрированных способностей, степени готовности к занятию конкретной должности, перспективности для последующего продвижения и т.д. Оцениваются также инициативность работника (по опыту прежней работы), заинтересованность в работе именно данной компании, соответствие практического опыта теоретической подготовке работника, характеру предлагаемой работы, знание функциональной сферы деятельности и т.д.
Иными словами, фирмы требуют от специалистов четкой систематизации своих заключений о пригодности претендента.
Принципиальная схема анализа включает: особенности познавательной сферы, мотивационная сфера, эмоционально-волевые характеристики, самосознание и самооценка, коммуникативные характеристики.
Психологический портрет может быть построен по следующей схеме:
профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в лучшую сторону;
профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в худшую сторону;
сильные стороны сотрудника, невостребованные в его актуальной деятельности;
недостатки сотрудника, не проявляющиеся в его актуальной деятельности.
В зависимости от должности отдельные блоки заключения могут иметь разный удельный вес. Так, например, в заключении по сотруднику, занимающему, руководящую должность, должны быть тщательно отражены такие параметры как лидерский потенциал, организаторские способности, стиль взаимодействия с людьми.
Процедура принятия решения о приёме работника предусматривает, как правило, следующее:
. наличие нескольких кандидатов на данную должность;
. оценку профессионально-необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью;
. сравнительный анализ оценок качеств претендентов для выбора наиболее достойного;
. изучение и учет мнения трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на приём;
. назначение на должность наиболее достойного кандидата.
Чтобы избежать ошибок или свести их к минимуму, при подготовке и проведении беседы можно придерживаться некоторых социально-психологических требований:
во-первых, желательно иметь заранее подготовленный план беседы, например, в форме типового вопросника для поступающих на работу, составленный на основе данных практической кадровой деятельности, а также достаточных знаний о профессиональных требованиях к конкретному рабочему месту (использование профессиограммы) и имеющихся данных о кандидате (личный листок по учету кадров, автобиография, характеристики, трудовая книжка, результаты исследований и др.);
во-вторых, необходимо попытаться в начале беседы снять первое напряжение у работника, расположить его к откровенной, доверительной беседе;
в-третьих, стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику возможность высказаться;
в-четвертых, необходимо говорить с работником языком, понятным для него, избегать прямых вопросов, и больше пользоваться наводящими;
в-пятых, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления;
в-шестых, оценивать работника и свои впечатления о нем только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные предубеждения.
Собеседование может включать в себя несколько этапов и продолжаться с определенными перерывами. Поэтому различают предварительные и основные типы бесед. Предварительные беседы проводятся с целью знакомства с претендентами, чтобы отделить неподходящих кандидатов от подходящих. Основная задача предварительного интервью-собеседования сводится к выявлению соответствия или несоответствия кандидата основным должностным условиям и требованиям. На этом этапе необходимо заготовить ряд «закрытых» вопросов, ответы на которые известны заранее.
Смотрите также
Разработка и принятие оптимальных управленческих решений в условиях риска
Введение
Внедрение в жизнь стратегии предприятия непременно сопряжено с
некоторым риском. Данный постулат имеет место как в стратегии расширения
масштабов хозяйственной де ...
Стандартизация в управлении качеством продукции
Введение
Положения и требования Закона «О Техническом регулировании»
распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг
(работ), на проектные, конструкторские, ...