Общие рекомендации по оптимизации процесса принятия УРМатериалы студентам / Разработка управленческих решений на предприятии" на примере ЗАО "Компания "Старый Пивовар" / Общие рекомендации по оптимизации процесса принятия УРСтраница 1
Попробую дать несколько кратких рекомендаций, которые выработались у меня в результате изучения материалов по принятию решений. Думаю, во-первых, ему надо проанализировать свой стиль принятия решений, разбив решение на этапы. Сравнить его с методами, предлагаемыми специалистами в области организационных решений. Вероятно, менеджер может найти что-нибудь полезное для себя [2, с. 235].
Например, существует методика принятия решения "Семь ступеней" Прежде чем принимать решение, руководитель должен ответить на семь вопросов-ступеней:
Вопрос 1. В чем заключается проблема?
Вопрос 2. Какие данные мне необходимо получить и проанализировать, чтобы четко сформулировать проблему?
Вопрос 3. Какие альтернативные варианты решения существуют?
Вопрос 4. К каким последствиям приведет тот или иной вариант решения?
Вопрос 5. Какое решение является лучшим? Критерии: краткосрочный и долгосрочный эффект; объем материальных и человеческих ресурсов. Оправдает ли результат затраченные усилия? Каков объем поддержки руководства и подчиненных необходим? Поможет ли данный вариант решить проблему или устранить ее симптомы?
Вопрос 6. Контроль за результатом.
Вопрос 7. Возможное изменение решения в результате контроля.
Автор известных книг по психологии, профессор Р.С. Немов предлагает [10, с. 73] общие рекомендации относительно того, как принимать и реализовывать оптимальные деловые решения. Ниже представлено их краткое изложение:
Во-первых, по всем текущим деловым вопросам принимать решения сразу же, как только эти вопросы возникают, и сразу реализовывать принятые решения;
Ø поскольку в очень редких случаях принятое решение по сложному вопросу сразу же бывает оптимальным, желательно принимать такие решения, которые впоследствии можно было бы без особого ущерба для дела изменить;
Ø продумать условия наиболее успешной реализации решения и обеспечить их (установить сроки выполнения принятого решения, ответственных лиц, формы контроля и отчетность) [10, с. 73].
Во-вторых, проанализировать и взвесить возможные альтернативы. Думаю, набросав на листе как можно больше возможных вариантов решения, детально стоит рассматривать лишь несколько основных.
В-третьих, полезно вспомнить о существовании ошибочных суждений, чтобы самому не попасться на их удочку.
Четвертое, принимая решение, важно учитывать не только их количественные показатели, но и качественные, например, квалификацию исполнителей решения, урон окружающей среде, влияние на людей и природу.
Пятое, где возможно, полезно использовать различные вспомогательные средства для принятия решений - различные техники, компьютерные программы.
Разобравшись с собственным методом принятия решений, вероятно, руководителю полезно подумать о том, кто может помочь ему в принятии решений по определенным вопросам. Другими словами, кому делегировать полномочия?
Согласно А.И. Кочетковой, "делегирование полномочий означает передачу права принятия решений, полномочий и ответственности определенному лицу" [3, с. 211]. В этой работе подробно рассказывается о преимуществах и недостатках делегирования полномочий. В целом, по мнению автора, делегирование полномочий создает условие для выработки и принятия более качественных управленческих решений и более эффективной их реализации. Думаю, что здесь главное - определить, кому делегировать полномочия, установить их границы и обеспечить поступление необходимой информации для принятия решения. Г.А. Саймон по этому поводу считает: "Наилучшее место принятия конкретного решения в организации в значительной степени будет определяться тем, куда информация эффективно и легко может быть передана из источника ее происхождения и откуда так же эффективно и легко принятое решение может быть передано в пункт совершения действия" [17, с. 170].
Смотрите также
Совершенствование найма управленческого персонала в ОАО "ГАЗ"
Введение
Актуальность темы: В настоящее время особую
актуальность и значимость приобретают вопросы, связанные с повышением
эффективности работы персонала на предприятиях, с каче ...
Разработка стандарта системы аттестации персонала предприятия ОАО "Хабаровскнефтепродукт"
Введение
Производительность, квалифицированность, компетентность,
усердие и лояльность работников являются важными предпосылками для успеха
предприятий. Направляющей установкой к их д ...