Зарубежный опыт управления качествомМатериалы студентам / Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО "Гомельский авторемонтный завод") / Зарубежный опыт управления качествомСтраница 1
В условиях, когда рынок требует повышения или, по крайней мере, неснижения уровня качества производимой продукции, в западных странах [20, с.4] была разработана стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта стратегия должна достигаться в результате вовлечения в процесс управления качеством всего предприятия и всеобщей направленности на цели политики качества.
Всеобщее управление качеством - это долгосрочный интегрированный подход к руководству организацией, гарантирующий в срок и с минимальными затратами обеспечение и повышение качества выпускаемого товара (услуги) на всех стадиях производственного процесса, предполагающий усилия всех сотрудников фирмы по оптимальному удовлетворению потребностей покупателей. Система TQM направлена на процессы между поставщиками и покупателями, а составляют ее следующие элементы (рисунок 1.5):
Рисунок 1.5 - Составные элементы системы TQM
) «жесткие» составляющие (персонал, системность, инструментарий);
) «мягкие» составляющие (вовлеченность, культура, коммуникации).
Процессы «поставщики-покупатели». Основная идея состоит в том, чтобы оптимизировать и обеспечивать высочайшее качество процесса производства. Исходя из потребностей клиентов устанавливаются и выполняются требования к текущим стадиям процесса по принципу обратного движения (от сбыта до обеспечения сырьем и материалами). Вместе с тем сотрудники и отделы внутри предприятия рассматриваются одновременно и как поставщики, и как потребители.
«Жесткие» составляющие TQM. Невозможно, чтобы только один человек или один отдел мог бы гарантировать эталон качества, хотя ответственность за это возлагается на руководителя предприятия. Качество - в руках персонала и может быть достигнуто только в команде. Улучшение качества происходит в группах, состоящих из сотрудников, разных отделов.
Системность, т.е. систематически протекаемые процессы планирования, деятельности, контроля, анализа и корректировки, - одно из основополагающих требований процесса TQM. Системной основой для TQM являются составление планов по качеству и бюджетов, документирование и улучшение хода процессов и распределения ответственности, проведение ревизий и проверок. Минимальные требования к составляющим и документации системы качества отражены в международных стандартах ИСО серии 9000.
Применение соответствующего инструментария (к примеру, методов статистического контроля процессов, различной техники решения проблем и т.д.) помогает достичь в процессе повышения качества желаемых показателей с наиболее эффективным результатом.
«Мягкие» составляющие TQM. Вовлеченность, т. е. признание и осознание собственной ответственности менеджмента в процессе управления качеством, является основополагающей предпосылкой! функционирования TQM. Она не может делегироваться.
Цель TQM - ориентированная на качество культура предприятия, которая включает взаимопомощь, гордость за выполняемую! работу и за свое предприятие, улучшенные условия труда, открытую и творческую атмосферу в коллективе.
Без коммуникаций между сотрудниками и управляющими стратегия TQМ реализоваться не может. Содействие при поиске решения, «прозрачность» принимаемых решений, обратная связь должны присутствовать в системе. Предпосылкой для налаживания коммуникаций является применение, к примеру, техники переговоров и презентаций.
Исходя из результатов, полученных в результате теоретического исследования можно сказать, что в экономической науке и практике существует множество подходов к оценке организации системы управления качеством и ее экономической эффективности. Некоторые из показателей твердо устоялись в практике хозяйствования, другие наоборот, лишь обсуждаются. Это говорит о важности и не достаточной проработанности данной проблемы.
С нашей точки зрения общие принципы рациональной организации системы управления качеством сводятся к следующим:
– система управления качеством должна охватывать все элементы и стадии производственного процесса;
– техника, методы и организационные формы системы управления качеством должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;
– эффективность рациональной организации системы управления качеством в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
– система управления качеством должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;
– система управления качеством должна использовать эффективные методы контроля качества и мотивации.
По результатам исследования должны быть разработаны конкретные мероприятия, направленные на совершенствование организации система управления качеством в организации с целью повышение уровня показателей эффективности ее хозяйственной деятельности, речь о которых пойдет в третьем разделе курсовой работы.
Смотрите также
Разработка стратегии организации
Введение
Стратегическое управление - область деятельности высшего
руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении
предпочтительных направлений и траекторий ...
Система отбора и подбора персонала в обществе с ограниченной ответственностью
Введение
Совершенствование управленческой деятельности
любой организации является важнейшим фактором улучшения ее
конкурентоспособности. Управление организацией, это сложнейшая задача ...
Совершенствование труда муниципальных служащих
1. Теоретические аспекты организации труда муниципальных
служащих
...