Сущность стратегического управления и его ключевые понятияМатериалы студентам / Разработка стратегии развития предприятия / Сущность стратегического управления и его ключевые понятияСтраница 1
Стратегическое управление или как его еще называют стратегический менеджмент - это деятельность, целью которой является достижение главных задач организации [1]. Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в конце 60-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Сама по себе стратегия - искусство планирования какой-либо деятельности (экономической, научной и др.) на длительную перспективу[1]. Благодаря определенной стратегии достигаются организационные задачи и цели.
Генри Минцберг - профессор менеджмента, выделял пять элементов стратегии:
§ стратегия как план;
§ стратегия как позиция;
§ стратегия как приём;
§ стратегия как паттерн действий;
§ стратегия как перспектива.
Стратегия необходима любой организации для того, чтобы чётко определить путь к намеченной цели. Поможет этому и определение миссии компании в процессе разработки стратегического управления, ведь не всегда своё предназначение до конца понимают сотрудники и руководители фирмы. Каково предназначение вашей компании? Разработаны ли долгосрочные цели вашей компании? Используются ли в должной мере инструменты управления? Эти и другие вопросы должен регулярно задавать себе каждый руководитель.
Стратегическое управление (менеджмент) - функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании[3]. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>.
К предмету стратегического управления можно отнести:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
В основном, проблемы стратегического управления возникают из-за действия внешних факторов. Для того чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно правильно определить какие факторы (политические, экономические, научно-технические, социальные и другие) оказывают большее влияние на будущее развитие организации.
Содержание стратегического менеджмента[3]:
· Анализ внешней среды фирмы
· Анализ её внутренней обстановки
· Формирование миссии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> и целей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C> фирмы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%B0>
· Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
· Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
· Проектирование организационной структуры
· Выбор степени интеграции и систем управления
· Управление комплексом «стратегия - структура - контроль»
· Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
· Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
· Совершенствование стратегии, структуры, управления
Функции стратегического менеджмента должны целенаправленно реализовывать руководители для достижения конкурентоспособной стратегии организации. Дальше эта стратегия должна осуществляться (воплощаться, материализовываться) в рамках инновационного, производственного и других видов функционального менеджмента. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? каков прогнозный результат реализации стратегии?
Смотрите также
Реализация стратегии предприятия (на примере ОАО "Областной аптечный склад")
Введение
Заключительным
и самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация
стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбра ...
Система управления ОАО "РЖД"
Введение
Очевидно, что эффективное использование трудовых ресурсов
предприятия является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности. Для
отдельного предприятия это означает: чт ...
Роль систематики в познании организации
Ведение
Организационные
процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической,
социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других
сферах. Остр ...