Сущность и показатели качества и конкурентоспособностиМатериалы студентам / Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО "Гомельский авторемонтный завод") / Сущность и показатели качества и конкурентоспособностиСтраница 4
К экономическим показателям качества относятся:
– удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому);
– экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции;
– количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др.
Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Оценка отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке оцениваются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть:
а) недостаточный уровень квалификации рабочих,
б) работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники,
в) отступление от технологического процесса,
г) использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами,
д) несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и др.
Показатели качества продукции оцениваются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта [2, с.146]:
S (VВПi х Цi)
Ксорт = ¾¾¾¾¾¾¾, (1.1)
VВПобщ х Цiс
где VВП - количество произведенной продукции;
Ц - цена изделия.
Кроме того, Г.В. Савицкая [30, с.348] считает необходимым определять влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:
– выпуск товарной продукции (∆ ТП);
– выручку от реализации продукции (∆ В);
– прибыль (∆ П).
Расчет производится следующим образом:
∆ТП = (Ц1 - Ц0) х VВП1, (1.2)
∆В = (Ц1 - Ц0) х VРП1, (1.3)
∆П = [(Ц1 - Ц0) х VРП1] - [(С1 - С0) х VРП1], (1.4)
где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения
качества;
С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после
изменения качества;
VВП1 - количество произведенной продукции повышенного
качества;
VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по вышеприведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:
S (VВПiпл х Цiпл)
Цпл = ¾¾¾¾¾¾¾¾, (1.5)
Смотрите также
Системный подход в управлении
...
Совершенствование системы управления персоналом в ООО "Экотех"
Введение
Управление персоналом - целенаправленная деятельность
руководящего состава организации, а так же руководителей и специалистов
подразделений системы управления персоналом, кот ...