Системы стимулирования персоналаМатериалы студентам / Системы оплаты и стимулирования персонала / Системы стимулирования персоналаСтраница 2
Для стимулирования работников обычно применяются такие наиболее распространенные и значимые доплаты, как доплаты за совмещение нескольких профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; выполнение обязанностей отсутствующего работника; рабочим за профессиональное мастерство; специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации; бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы. Выплачиваются также доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских; руководство подсобным сельским хозяйством; ведение делопроизводства и бухгалтерского учета; обслуживания вычислительной техники.
Условия и размеры доплат регулируются предприятием самостоятельно. На предприятии должно быть принято специальное положение о введении той или иной стимулирующей надбавки. Доплаты и надбавки можно регулировать в отраслевом соглашении и соответственно отражать их в коллективных договорах, заключаемых на предприятии.
Доплаты и надбавки обычно устанавливаются в относительных размерах и корректируются при изменении тарифных ставок и окладов с учетом инфляции.
Премии
Доплаты и надбавки чаще всего вызваны особыми условиями работы конкретного работника. Премии же рассчитаны обычно на то, чтобы поощрить достижение на производстве какого-либо определенного результата. Доплаты и надбавки носят стабильный характер, премии - непостоянный. Премия чаще всего стимулирует результаты коллективного труда, а всевозможные доплаты и надбавки - персональной работы. Премия, которая установлена для всех, имеет более обширное поле действия, а потому часто (если судить по результатам труда) она эффективнее некоторых видов доплат, так как ее стимулирующее воздействие распространяется на весь коллектив.
В индустриально развитых странах премирование получило широкое распространение только в 70-80-х гг. ХХ столетия. Премии в этих странах приобретают все большую роль как средство преодоления двух основных недостатков традиционной для них системы оплаты труда, основанной на определении рыночной цены рабочего места:
· слабой величины вознаграждения, зависящего от результатов труда работника;
· отсутствия прямой связи размеров вознаграждения отдельного работника с результатами деятельности всего предприятия
Как правило, зарубежные компании выплачивают два основных вида премий [9, 258]:
1. По результатам работы всего предприятия в целом.
2. По результатам работы самого работника.
Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой премии представляют собой дополнительное вознаграждение, выплачиваемое работнику лишь в определенных случаях. По своему смыслу премия - это не ординарное вознаграждение, выплачиваемое работнику, а поощрение особых достижений.
В число основных элементов премиальной системы в России традиционно входят [13, с. 246]:
· стимулируемые задачи производства;
· показатели и условия премирования;
· размеры премий;
· источники выплат премий;
· круг поощряемых работников;
· период премирования;
· порядок начисления премий;
· максимальные размеры премий.
Конкретной формой выражения премиальной системы на российских предприятиях является «Положение о премировании». На практике премиальная система предприятия может иметь несколько положений, что определяется конкретными задачами и условиями стимулирования труда. Отдельный работник может премироваться по нескольким премиальным системам. Порядок и условия применения стимулирующих выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях финансируемых из местного бюджета - органами местного самоуправления. Утверждение положений о премировании производится администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.
Смотрите также
Разработка стратегии организации
Введение
Стратегическое управление - область деятельности высшего
руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении
предпочтительных направлений и траекторий ...
Реализация стратегии предприятия (на примере ОАО "Областной аптечный склад")
Введение
Заключительным
и самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация
стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбра ...
Системы оплаты и стимулирования персонала
Введение
Труд, как считает современная экономическая теория, является
важнейшей составляющей частью экономики - он одновременно товар (работник
продает свой труд, создавая новое качес ...