Методы проектирования организационных структур корпорацииМатериалы студентам / Разработка стратегии и структуры компании / Методы проектирования организационных структур корпорацииСтраница 1
Задачи развития методов проектирования организационных структур являются одной из ключевых тем научных исследований и отражены в современных зарубежных и отечественных трудах и публикациях. Современные компании представляют собой интегрированные корпоративные структуры - крупные объединения научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, инжиниринговых фирм, производственных и сбытовых предприятий, банков, страховых компаний и других специализированных организаций. В работах отечественных авторов по организационному проектированию [7, 17] процесс создания интегрированной корпоративной структуры предлагается описывать с помощью следующих терминов. Организационно-экономическое проектирование - создание новой корпорации на основе системного анализа и синтеза базовых организационных структур и определения функциональных связей между ними в процессе создания наукоемкой продукции военного, двойного и гражданского назначения. Для разработки организационно-экономического проекта следует рассмотреть возможные варианты построения базовых организационных структур (см. рис. 6). Схемы базовых организационных структур разрабатываются для каждого из исследуемых предприятий (до реорганизации), а также для создаваемой корпорации (после реорганизации).
Организационно-правовая структура - это описание корпорации в виде системы основного, дочерних и зависимых обществ в соответствии с ГК РФ (см. рис. 6). Эта структура отражает механизм формирования корпорации по схемам «основное-дочернее общество» или «преобладающее-зависимое общество», которые закреплены в ст. 105 и 106 ГК РФ.
На рис. 6 представлен пример организационно-правовой структуры корпорации. В нее входят: основное общество (ОО) и подконтрольные ему дочерние (ДО) и зависимые (ЗО) общества. На практике, такая структура формируется в процессе создания холдингов - при покупке управляющей компанией контрольных пакетов акций дочерних обществ, а также в процессе реорганизации крупных предприятий. В последнем случае, например, учреждаются подконтрольные юридические лица, отвечающие за определенные виды деятельности (производственные предприятия, фирмы логистики, торговые дома и пр.) или функционирующие в различных географических сегментах (регионах, странах). Для того, чтобы раскрыть внутренне строение юридических лиц - элементов организационно-правовой системы с точки зрения осуществления управления, используется организационно-управленческая структура. Организационно-управленческая структура - это описание корпорации в виде системы подразделений и должностных лиц, наделенных определенными полномочиями и подчиненных друг другу (см. рис. 6). Эта структура включает три уровня (горизонта) управления: стратегический, тактический и оперативный. Стратегический уровень ориентирован на создание ценности продукта для потребителя и определяет стратегию развития предприятия в условиях рынка. Для оценки его эффективности используется интегральный показатель рыночной стоимости предприятия. Процессы операционного уровня моделируют каждодневную деятельность предприятия, связанную со снабжением, производством и сбытом продукции, и характеризуются соответствующими показателями производства и реализации продукции. На рис. 6 условно показаны подразделения предприятия (П1-П16), отображена их подчиненность друг другу и принадлежность к юридическим лицам. Для того, чтобы описать функции подразделений в процессе создания и рыночной реализации наукоемкой продукции, используется организационно-экономическая структура.
Рис. 6. Базовые организационные структуры корпорации [17]
Организационно-экономическая структура - это описание корпорации в виде системы бизнес-единиц (центров ответственности), отвечающих за формирование затрат, получение прибыли и осуществление инвестиций в процессе создания и реализации продукции (см. рис. 6).
Организационно-экономическая структура, представленная на рис. 6, отражает трехуровневую модель бизнес-процессов корпорации, введенную ранее. Функции подразделений корпорации моделируются в виде центров ответственности [10], размещенных на соответствующих уровнях управления: центр инвестиций (ЦИ) - на стратегическом, центр прибыли (ЦП) - на тактическом, центры доходов (ЦД) и расходов (ЦР) - на оперативном.
Такая структура отражает схему функционирования крупного предприятия в виде корпоративного центра, определяющего единую стратегию, базовых бизнес-единиц, отвечающих за основные сегменты бизнеса, и производственно-сбытовых бизнес-единиц, реализующих текущие процессы финансово-хозяйственной деятельности. Разработка организационно-экономической структуры обеспечивает рациональное распределение ответственности за выполнение уникальных и типовых процессов по бизнес-единицам наукоемкой корпорации с разной степенью автономности.
Используя введенные понятия базовых организационных структур, в работе [17] сформулированы типовые задачи и этапы организационно-экономического проектирования.
Смотрите также
Разработка инновационных мероприятий в соответствии с экономической характеристикой и конкурентоспособностью предприятия (на примере СХА "Михайловское")
Введение
Стратегический
менеджмент является быстроразвивающейся областью науки и практики управления,
возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Процесс
управл ...
Системный подход в управлении
...
Разработка основных разделов бизнес-плана государственного предприятия ООО "Полипринт"
Введение
Стратегический менеджмент представляет собой процесс, при котором
руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации,
управления персоналом, формулируют ко ...